— Я не знаю, собственно, что вы разумеете под именем политиков, — возразил ему молодой человек, — но Гегель в отношении права, нравственности и государства говорит, что истина этих предметов достаточно ясно высказана в
положительных законах.
Кроме того, есть целые отношения общественные, правильно организованные и даже признанные
положительным законом, но тем не менее противные естественному праву; пример — крепостные отношения.
Неточные совпадения
Есть как бы
закон диалектического развития, согласно которому дурное, злое в известный период не уничтожается, а преодолевается (Aufhebung), и в преодоление входит все
положительное предшествующего периода.
В то мгновение, когда он потакал насилию своих сыновей, когда он к болезни сердечной супругов присовокуплял поругание, когда на казнь подвигался, видя сопротивление своему адскому властвованию, — тогда
закон, стрегущий гражданина, был в отдаленности, и власть его тогда была неощутительна; тогда возрождался
закон природы, и власть обиженного гражданина, неотъемлемая
законом положительным в обиде его, приходила в действительность; и крестьяне, убившие зверского асессора, в
законе обвинения не имеют.
Для христианина обещание подданства какому бы то ни было правительству, — тот самый акт, который считается основанием государственной жизни, есть прямое отречение от христианства, потому что человек безусловно вперед обещающийся подчиняться тем
законам, которые составляют и будут составлять люди, этим обещанием самым
положительным образом отрекается от христианства, состоящего в том, чтобы во всех случаях жизни подчиняться только сознаваемому им в себе божескому
закону любви.
«
Законы природы», идея о все общей мировой детерминированности, о каком-то perpetuum mobile [Вечный двигатель (лат.).] есть необходимое вспомогательное орудие познания, его прагматические костыли, опираясь на них человек расширяет свою мощь и
положительную свободу.
В этом
положительная миссия
закона.
Но и
закон имеет свое
положительное значение.
И настоящий трагизм этики в том, что
закон имеет свою
положительную миссию в мире.
Чисто отрицательной аскезой, усилием воли, направленным к борьбе с половой страстью, не заменяющим ее ничем
положительным, нельзя победить половой страсти и никакой греховной страсти в силу
закона, который современная психология называет la loi de l’éffort converti.
И вместе с тем
закон имеет
положительную миссию в мире.
Он учит (по Гервинусу), что мораль, так же как и политика, такая материя, в которой, вследствие сложности случаев и мотивов, нельзя установить какие-либо правила. (Стр. 563: «С точки зрения Шекспира (и в этом он сходится с Бэконом и Аристотелем), нет
положительных религиозных и нравственных
законов, которые могли бы создать подходящие для всех случаев предписания для правильных нравственных поступков».)
Восемнадцать столетий этой старой истории еще не изменили; [Русское законодательство имело в виду эту фарисейскую мстительность, и в IV томе свода
законов были
положительные статьи, которыми вменялось в обязанность при рассмотрения общественных приговоров о сдаче евреев в рекруты «за дурное поведение» обращать строгое внимание, чтобы под видом обвинения в «дурном поведении» не скрывались козни фанатического свойства, мстящие за неисполнение тех или других «еврейских обрядов»; но евреи это отлично обходили и достигали, чего хотели.